Менеджмент

06 декабря 2015

Законопроект о запрете хостелов в жилых домах будут рассматривать в ноябре.

20 октября с.г. в Государственной думе должны были рассматривать законопроект о запрете размещения отелей и хостелов в жилых домах, но в итоге было принято решение о переносе сроков рассмотрения на ноябрь месяц. У предпринимателей появилась надежда, что законопроект не будут принимать хотя бы до 2018 года, чтобы были места для гостей чемпионата миру по футболу.
В течение нескольких последних месяцев законопроект о запрете мини-отелей и хостелов в жилых домах находился в стадии активного обсуждения. Но депутаты пока не торопятся его принимать, и сроки с 20 октября сдвинулись ещё на месяц.
Галина Хованская - председатель Госдумы по ЖКХ вместе с другими авторами законопроекта утверждает, что его основной целью является снижение угрозы наркомании и терроризма. Так как часто под видом хостелов и других малых средств размещения действуют различные притоны. Кроме того, депутаты уверены, что хостелы не могут обеспечить хорошую звукоизоляцию, там не соблюдаются меры противопожарной безопасности, и они вредят историческим зданиям.
Представители гостиничного бизнеса попытались обсудить условия нового проекта и договориться на компромиссный вариант, но у них не получилось. Предприниматели считают этот законопроект губительным для мини-отелей и хостелов. Только в Петербурге их более тысячи, и больше 25 % из них расположены в жилых домах. Чтобы перевести помещение хостела или мини-отеля в нежилой фонд и обустроить для него отдельный вход, потребуется много времени и денежных средств. Тем более что в последнее время в Санкт-Петербурге перевод в нежилой фонд квартир, расположенных на первом этаже, продвигается очень медленно, а сейчас совсем приостановлен.
По мнению экспертов, практически все участники рынка не будут легализовывать свой хостел на новых условиях. У них будет два варианта:
1) закрыть бизнес;
2) «уйти в тень».
Аналогичная ситуация и в других регионах. К примеру, в Москве около 30 % из 400 хостелов находятся в жилых помещениях, а в Крыму цифры достигают 90 %.
Алёна Енова - совладелица «ТАЙГА Hostel and Hotel» говорит о том, что есть большая вероятность, что проект будут рассматривать уже после 2018 года, так как в противном случае ЧМ 2018 по футболу будет провести очень сложно. Она объяснила, что для принятия аудитории чемпионата в «культурной столице» не хватает порядка 10 000 недорогих мест в отеле. После принятия законопроекта селить болельщиков будет практически негде. В дополнение к этому, крупные отельеры захотят воспользоваться снижением конкуренции и ростом спроса, и начнут повышать цены на номера. В конечном итоге всё приведёт к тому, что многие туристы станут выбирать для отдыха другие города.
По её словам, сейчас каждый четвёртый хостел располагается в жилом фонде. Если законопроект примут, часть из них закроется, а многие начнут работать нелегально. Мини-отели в квартирах представляют собой микро-бизнес, на развитие которого владельцы брали кредит или покупали квартиру в рассрочку. Поэтому они не смогут уйти с рынка, а станут работать незаконно: не будут вести миграционный учёт и заниматься уборкой дворов, лестничных площадок и т.п. Вследствие чего, и появится угроза терроризма, которую пытаются избежать авторы законопроекта. Опасения могут стать реальностью, так как документы с неофициальных постояльцев нелегальные хостелы также вряд ли станут спрашивать.
Алёна Енова считает законопроект предвыборным пиар-ходом Галины Хованской. Эта рекламная акция призвана привлечь политически активных пенсионеров, жителей жилых домов, в которых располагаются мини-отели и хостелы. Но не все понимают, что по новому проекту частный найм жилья также будет находиться вне закона, и те бабушки, которые будут жаловаться на хостелы и мини-отели, тоже не смогут сдавать свою пустующую комнату и лишаться хорошей прибавки к пенсии.
Тамара Буйлова - вице-президент НП "Ассоциация малых гостиниц" говорит о том, что у гостиничного рынка есть все основания надеяться, что законопроект принят не будет. Совет Госдумы проект отклонил, и у него только один положительный отзыв от самого комитета по ЖКХ. Конечно, они не могут не похвалить самих себя, но в следующий раз проект будут рассматривать со всеми дополнениями, и ещё неизвестно примут его или нет.
Свое мнение по законопроекту высказала Российская гостиничная ассоциация в своем отзыве.
ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 876686 «О внесении изменения
в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Российская гостиничная ассоциация (РГА) рассмотрела проект федерального закона № 876686 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации», внесенного депутатами Г.И. Хованской, С.М. Катасоновым и другими.
Российская гостиничная ассоциация приходит к выводу, что принятие законопроекта будет иметь исключительно негативные последствия как для рынка гостиничных услуг, так и для сферы жилищных правоотношений.
1. Использование жилых помещений для оказания гостиничных услуг исторически является основой гостиничного бизнеса с момента его появления. И в современных условиях нельзя недооценивать значение этого сегмента, семейные гостиницы, гостевые дома и т.п. славятся особой «домашней» атмосферой и успешно конкурируют с отелями высших категорий.
В России средства размещения, использующие в своей деятельности жилые помещения, по данным РГА занимают не менее 20% общего номерного фонда. При этом особенно распространен данный вид средств размещения в курортных и туристических зонах (Краснодарский край, Республика Крым, Санкт-Петербург и др.).
Невозможно переоценить значение данного сегмента для развития в первую очередь молодежного туризма, тем более - в настоящих экономических условиях.
В связи с этим вызывает недоумение появление рассматриваемого законопроекта, в котором фактически предлагается установить законодательный запрет на осуществление данной деятельности, тем более, что совсем недавно, в феврале текущего года Государственная дума РФ уже заняла вполне определенную позицию в данном вопросе, отклонив законопроект № 538404-6, которым предлагалось запретить оказание гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов.
2.Инициаторы законопроекта мотивируют необходимость его принятия тем, что оказание гостиничных услуг с использованием жилых помещений само по себе, т.е. уже в силу одного только факта ведения деятельности, нарушает права соседей, других собственников жилых помещений, однако не приводят никаких подтверждающих данных.
Полагаем, что цели законопроекта, декларируемые его инициаторами, не могут быть достигнуты выбранным способом.
Сама возможность использования квартир и жилых домов не для проживания собственников и членов их семей, а для временного проживания граждан на основании договоров, прямо предоставлена собственнику Гражданским кодексом (часть 2 ст.288, ст.671) и Жилищным кодексом (ст.30).
Частью 4 ст.17 ЖК РФ уже предусмотрен запрет на нарушение прав соседей при любом использовании жилых помещений, а не только при их использовании для оказания гостиничных услуг.
В настоящее время уже существуют все необходимые правовые предписания, позволяющие эффективно защищать права и законные интересы собственников и/или владельцев жилых помещений, соседствующих с жилыми помещениями, которые используются для оказания гостиничных услуг. Таковы, например, санитарные правила и правила пожарной безопасности, требования о регистрации и миграционном учете временно проживающих граждан и т.д.
Деятельность средств размещения находится под бдительным контролем многочисленных государственных органов – Роспотребнадзора, МЧС, ФМС, МВД и т.п. Сами жители в случае нарушения каких-либо прав собственниками или пользователями других жилых помещений вправе непосредственно прибегнуть к судебной защите на основании п.4 ст.17 ЖК РФ.
Средства размещения, осуществляющие свою деятельность в правовом поле, в любом случае не заинтересованы в нарушении прав соседей, создании конфликтных ситуаций. Однако именно эти законопослушные мини-отели и хостелы будут вынуждены прекратить свою деятельность, в то время представители «дикого» рынка просто проигнорируют появление еще одного запрета. Прекращение же деятельности представителей этого «дикого», теневого рынка в любом случае требует обращения в суд, но такая возможность существует и сейчас.
А случаи нарушения прав соседей можно существенно сократить, если признать на законодательном уровне, что любое использование жилого помещения для краткосрочного (например, до 6 месяцев) проживания граждан на основе договора представляет собой предпринимательскую деятельность средства размещения со всеми вытекающими последствиями. Как следствие, в этом случае станет обязательной регистрация в качестве ИП или юридического лица для ведения такой деятельности, регистрация проживающих в ФМС (как это делают средства размещения) и т.п. Это позволит также ввести механизмы, перекладывающие ответственность за нарушение прав соседей (таких, как нарушение законодательства о тишине, ущерб общему имуществу и т.п) с проживающих в квартире лиц на владельца квартиры (собственника или арендатора, использующего квартиру для временного проживания граждан).
При этом дополнительные требования по шумозащите и т.п. могут быть определены в санитарных требованиях, которые могут быть разработаны для малых средств размещения. Проект таких санитарных требований в настоящее время разработан бизнес-сообществом и находится на рассмотрении в Роспотребнадзоре.
3. Также необходимо отметить, что принятие данного законопроекта приведет, на наш взгляд,  к снижению контроля за временно проживающими иностранными и российскими гражданами и, как следствие, к росту террористической угрозы. В июле 2015 года, в ходе Круглого стола по вопросам деятельности малых средств размещения, прошедшего в Аналитическом центре при Правительстве РФ, представители Федеральной миграционной службы акцентировали внимание участников на том, что задачей органов ФМС России является учет движения миграционных потоков по стране (как иностранных граждан, так и граждан РФ), поэтому следует стремиться к тому, чтобы легализовать все возможные средства размещения, включая хостелы, и обязать их вести миграционный учет иностранных граждан и учет по месту пребывания граждан РФ.
В настоящее время цивилизованные квартирные средства размещения (мини-отели и хостелы) осуществляют миграционный учет иностранцев и регистрацию граждан РФ по месту пребывания в том же порядке, что и гостиницы, и не позже следующего рабочего дня передают эти сведения в соответствующие органы ФМС. В случае принятия этого законопроекта они будут лишены такой возможности, и контроль за миллионами граждан, временно проживающими в жилом секторе, будет утрачен.  
4.Намерение установить законодательный запрет на использование жилых помещений для оказания гостиничных услуг полагаем не обоснованным, тем более, что с 01 июля 2016 года для ряда субъектов РФ в соответствии с ФЗ от 07.06.2013 года № 108-фз вступает в силу требование об обязательном прохождении всеми средствами размещения процедуры классификации, а начиная с 2018 года прохождение классификации предполагается сделать обязательным во всех регионах страны (поручение Президента РФ от 22.09.2015 года). Представляется разумным и рациональным вопросы, связанные с возможными нарушениями в деятельности любых средств размещения, в том числе и использующих жилые помещения, рассматривать в рамках процедуры прохождения классификации.
В связи с изложенным Российская гостиничная ассоциация не поддерживает законопроект и считает необходимым его отклонить.